Директора

Гродненская музыкальная школа, основанная 16 октября 1939 года, была в конце 30-х годов ХХ века единственным музыкальным образовательным учреждением города, объединявшим людей разного возраста.


Янов Владимир Ильич

Янов Владимир Ильич

Первым директором ее стал ЯНОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, который был в данной должности до 1952 года. С момента открытия школы учащиеся могли обучаться игре на фортепиано, баяне, кларнете, посещать класс вокала, уроки музыкальной грамоты (сольфеджио). В 1944 году был открыт класс скрипки. Занятия проводили 12 квалифицированных педагогов (5 из них имели высшее специальное образование). Следует заметить, что школа развивалась довольно быстро. В 1944 году она начитывала всего 60 учеников, а в первый послевоенный – уже 146, в числе которых были и дети из школы слепых.

Именно тогда была заложена традиция проведения отчетных концертов. Однако школа ярко заявила о себе как заведение, несущее не только образовательную, но и воспитательную и эстетическую функции. Преподаватели принимали довольно активное участие в культурной жизни города. Так, в 1949 году под руководством М.Коппа был создан струнный квартет учителей, который стал неотъемлемым участником городских мероприятий; в 1950 году – проведена первая (!) лекция-концерт с участием педагогов музыкальной школы, посвященная 150-летию со дня рождения А.С.Пушкина – «Пушкин и Глинка – основоположники русской классической литературы и музыки» (сост. в пед.институте). Этот год положил начало и публичным открытым концертам, которые организовывались силами учителей.

 

Сартаков Леонид Васильевич

Сартаков Леонид Васильевич

ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ САРТАКОВ – второй директор музыкальной школы, возглавлявший ее в период с 1952 по 1961гг. Он значительно расширил и штат преподавателей (число их возросло до 30), и учеников (300). В 1953 – виолончели и аккордеона, в 1955 – домры. Обязательными стали уроки музыкально-теоретических дисциплин, в число которых входили музыкальная литература, элементарная теория музыки, сольфеджио и хор. В наличии школы имелось: 9 роялей, 9 фортепиано, 4 скрипки, 2 баяна, 1 аккордеон, 1 валторна, 6 домр, 1 труба. По окончании курса обучения, учащийся получал незаконченное среднее образование.

В 1956-1957 учебном году начала работу вечерняя школа музыкального образования для взрослых. Более 100 человек обучались игре на баяне, фортепиано, скрипке, аккордеоне и вокалу. Среди них 20 человек проходили курс заочно. Это была единственная в Беларуси школа подобного рода. Она ставила целью «помочь широким массам трудящихся овладеть общим музыкальным образование без отрыва от производства и подготовить наиболее одаренных учащихся к поступлению в музыкальные училища». Этот же год стал годом открытия 6-тимесячных курсов обучения колхозных баянистов, аналогов которым в республике не было. Следует отметить, что уровень знаний и качество подготовки постоянно повышались: расширялся учебный репертуар, в который вводились произведения из русской классической музыки и опусы советских авторов, пополнялась нотная библиотека, обновлялся инструментарий. Благодаря этому школа начала концертную деятельность. Она продолжила традицию ежегодных отчетных концертов, стала давать выездные концерты, более частыми стали публичные выступления (проводились каждое воскресение на протяжении нескольких лет), концерты, посвященные памятным датам, концерты-лекции, в которых принимали участие уже не только преподаватели, но и учащиеся заведения. Нововведением явились так называемые концерты класса педагога, где ученики показывали свое мастерство. В 1955 году на базе музыкальной школы был образован оркестр русских народных инструментов (руководитель Е.К.Петрашевич), струнный квинтет учителей (руководитель И.М.Сагацдачный). Последний в 1957 году был значительно расширен и преобразован в городской симфонический оркестр. В 1950-х годах начал свою истории и ансамбль скрипачей, которым руководили И.М.Сагайдачный и Н.Г.Гильдюк.

Несколько лет школа шефствовала над сельхозартелью им. Гастелло Гродненского района. Педагоги систематически приезжали в подшефную организацию, давали концерты, организовывали тематические вечера с лекциями о музыке, рассказывали о специфике своей работы.

Под руководством педагога с многолетним стажем, профессионального баяниста, значительно укрепившего баянную исполнительскую школу, и опытного директора педагогический коллектив учреждения особое внимание уделял качеству подготовки учащихся, активно пропагандировал ценность эстетического образования детей. На протяжении многих лет школа поддерживала тесные контакты со многими музыкантами и педагогами страны с целью обмена опытом и оказания методической помощи (г. Бреста, Москва). В 1958-59 учебном году школа была отмечена грамотой за лучшую постановку учебно-воспитательной работы по итогам смотра музыкальных школ области. Л.В. Сартаков постоянно выступал в средствах массовой информации, рассказывая о достижениях и трудностях музыкальной школы.

 

Гильдюк Николай Георгиевич

Гильдюк Николай Георгиевич

В период с 1961 по 1980 уч.г. школой руководил НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГИЛЬДЮК. В 1972 году учреждение было переименовано в «Детскую музыкальную школу г.Гродно». Численность учащихся стремительно росла. На 1964-1965 учебный год заведение насчитывало уже 464 ученика. В марте того же года была открыта школа для ударников и членов коммунистического труда промышленных предприятий, работающая на общественных началах. Увеличилось и количество творческих коллективов. На основе не только ранее существовавших классов кларнета, трубы и валторны, но и нововведенных (в 70-х годах были открыты классы флейты, гобоя, саксофона) в 1975 году организован духовой оркестр под управлением В.Н.Пилипенко, постоянно участвовавший в городских мероприятиях.

Знаменательным событием в культурной жизни города стал конкурс на лучшее исполнение произведений белорусских композиторов, который проводился в Гродно 1 апреля 1962 года. В нем принимали участие ученики музыкальных школ Гродно, Слонима, Лиды, Щучина и Новогрудка. По результатам этого конкурса школа была награждена дипломом I степени за подготовку учеников и пропаганду белорусской музыки, учащиеся получили дипломы, педагоги – грамоты.

Несмотря на свой относительно небольшой возраст, музыкальная школа тех лет – богатое различного рода традициями заведение, постоянно продолжающее и приумножающее их. Проведение открытых отчетных и публичных концертов, выездных концертов на предприятиях, тематических музыкальных вечеров, которые сопровождались лекциям по теории и истории музыки, музыкальных бесед о жизни и творчестве выдающихся композиторов стало не6отъемлемой частью творческой деятельности школы. Профессионально организованные и проведенные концерты имели познавательное и воспитательное значение для жителей города, о чем свидетельствовали записи в «Книге отзывов и предложений», многочисленные благодарственные письма руководителей предприятий. Главной целью таких мероприятий школа ставила привитие широким массам музыкальной культуры.

70-е годы в творческой жизни школы отмечены началом концертных выступлений не только в городе, но и за его пределами, а также успешных выступлений на конкурсах. Высокий профессионализм и кропотливый труд преподавателей школы способствовали высокому уровню и качеству подготовки учеников, что было отмечено похвальными грамотами Министерства культуры БССР. Ученица Людмила Кресик (класс преподавателя Н.В.Шепеля) вошла в историю школы как первый лауреат.

Поддерживая тесные творческие связи с преподавателями и учениками музыкальных заведений разных городов (г.Минск, гимназия-лицей при консерватории), ведущие педагоги школы стали сами оказывать активную методическую помощь учителям сельских и районных школ.

 

Бенько Николай Алексеевич

Бенько Николай Алексеевич

6 следующих лет школой руководил БЕНЬКО НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1980-1986 уч.г.). Традиции проведения отчетных, публичных и выездных концертов (в воинские части, средние школы), тематических лекций и бесед прочно закрепили за собой статус неопровержимых констант. С целью пропаганды музыкального искусства были созданы агитационные бригады из преподавателей школы для выступлений на предприятиях. В составе ансамбля «Неман» педагоги ДМШ впервые совершили концертную поездку в г.Москву. Большое внимание уделялось качеству преподавания и уровню подготовки самих учителей. Для повышения качества исполнительства в рамках школы довольно часто проводились конкурсы профессионального мастерства среди педагогов. Развивая творческий потенциал и способности детей, в школе были созданы 2 ансамбля скрипачей (руководители В.И.Блинова, Л.Т. Присяч). Об уровне подготовки учеников и качестве работы педагогического коллектива можно судить по результатам Республиканских, городских и областных конкурсов. Так, за участие во II туре Республиканского конкурса молодых исполнителей ученики награждены дипломами, камерный оркестр школы завоевал I место на Республиканском конкурсе в г.Барановичи (руководитель Л.В.Пекарская, 1981г.).

Учителя сельских и районных школ стали частыми посетителями уроков, семинаров и заседаний методических объединений педагогов ДМШ, перенимая их многолетний опыт и высокий профессионализм в работе.

Директор значительно улучшил материальную базу ДМШ: в помещениях была заменена мебель, отремонтирован старый инструментарий, приобретен новый. В 1987 году руководитель школы добился передачи ДМШ здания по ул.Кирова, 40, куда она переехала в 1988.

 

Юречко Виталий Владимирович

Юречко Виталий Владимирович

ЮРЕЧКО ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – пятый директор ДМШ, руководивший заведением в период с 1987 года по 2002 учебный год. В эти годы учреждение насчитывало около 800 учащихся. Благодаря активной концертной деятельности постоянно повышался уровень исполнительства учащихся, который благотворно сказался на творческом росте школы. В 1989 году было создано новое отделение – отделение хорового дирижирования (Ж.И.Цабенко). Период с 1989 по 1996 годы был отмечен появлением новых коллективов: хор хорового отделения (1989, руководитель Ж.И.Цабенко), ансамбль «Гродненские соловушки» (1990, руководители А.Н.Бинерт, А.С.Бинерт), инструментальный ансамбль «Мозаика» (1994, руководитель Л.В.Новикова), инструментальный ансамбль «Фантазия» (1996, руководитель Л.С.Разуваева). Защита многими из ансамблей и коллективов звания «образцовый» свидетельствовали о качестве работы и профессионализме педагогического состава, степени подготовки учащихся. Так, в 1995-2001 годах «образцовыми» стали хор хорового отделения (1995, руководитель Ж.И.Цабенко), ансамбль «Гродненские соловушки» (1995, руководители А.Н.Бинерт, А.С.Бинерт), духовой оркестр (2001, руководитель А.И.Галась), оркестр народных инструментов (2001, руководитель В.В.Романовский).

В 1992 году у ДМШ появился меценат – малое предприятие «Альфа», учредившее специальный фонд для одаренных детей при ДМШ №1 г.Гродно. Однако, несмотря на многие нововведения, школа не отходила от своих богатых традиций. Продолжались гастроли детской филармонии, отчетные концерты, разнообразные тематические лекции, участие в городских мероприятиях, и мн.др. Более частыми стали сольные концерты учеников. Главное целью своей работы школа ставила эстетическое воспитание подрастающего поколения. 7 учеников стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

 

Железняк Геннадий Владимирович

Железняк Геннадий Владимирович

В 2002 – 2003 учебном году директором школы был ЖЕЛЕЗНЯК ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. В этот период продолжалось совершенствование материальной базы школы и учебно-воспитательного процесса. Стараниями руководителя был произведен капитальный ремонт духовых инструментов, отдельных классов, перетяжка мебели в помещениях. В целях повышения образовательного уровня учащихся были закуплены новые инструменты и нотная литература.

Многообразная и разносторонняя концертная деятельность активно способствовала развитию творческого потенциала учеников. Заведение по-прежнему продолжало добрую традицию проведения школьных мероприятий – отчетные концерты, лекции-концерты, публичные выступления, концерты класса проводились на более высоком профессиональном уровне. А участие учеников и творческих коллективов в международных, республиканских, областных и городских конкурсах, фестивалях, различных мероприятиях было отмечено званиями лауреатов и дипломантов. В сентябре 2002 года 2 ученика школы стали стипендиатами специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

 

Лащук Сергей Иванович

Лащук Сергей Иванович

В 2003 году во главе школы, богатой многолетними традициями и достижениями, стал СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ЛАЩУК. Благодаря опытному руководству и продуманной организации работы музыкальная школа на сегодняшний день насчитывает свыше 800 учащихся и около 100 педагогов, а каждый год принимает в свои стены более 280 учеников. В качестве основных направлений работы школа выдвигает обеспечение необходимых условий для формирования общей культуры и художественного развития детей и молодежи, удовлетворение их потребностей в дополнительном образовании, развитие мотивации и творческой деятельности. Основными задачами работы ДМШ являются организация подрастающего поколения, поиск, обучение и воспитание талантливых детей и молодежи, подготовка профессионально ориентированных обучающихся для поступления в средне специальные музыкальные заведения.

В первую очередь следует отметить высокий уровень подготовки, который учащиеся демонстрируют на экзаменах, и результаты, достигнутые учениками. Завоевание призовых и почетных мест в международных (Республика Польша, Россия, Литва) республиканских, областных, районных и городских конкурсах и фестивалях, активное участие в различного рода мероприятиях говорит о качественной работе опытных преподавателей. Так, за последние годы 11 учащихся школы стали стипендиатами специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

На протяжении многих лет одной из главнейших задач являлось повышение профессионализма педагогов и развитие творческих способностей учащихся. В период с 2004 по 2008 годы 3 коллектива получили звание «Образцовый» (инструментальный ансамбль «Фантазия» 2004, руководитель Л.С.Разуваева; инструментальный ансамбль «Мозаика» 2004, руководитель Л.В.Новикова; камерный оркестр 2008, руководитель Л.В.Пекарская). В 2004 году одновременно были созданы 3 новых ансамбля (ансамбль цимбалистов – М.Л.Звалинская, гитарный ансамбль – О.В.Злобич, ансамбль балалаек – И.В.Ермак). В 2008 году после многолетнего перерыва вновь возобновляет свою работу класс вокала (Ж.В.Сущеня.). Педагоги школы активно совершенствуют и повышают уровень своего педагогического мастерства. В 2004 году на областном конкурсе творческих и методических работ педагоги школы завоевали призовые места С.В.Ковшик и С.К.Севенко. За участие в заключительном республиканском туре преподаватели Л.В.Пекарская, М.В.Климова, И.В.Ермак, И.Ф.Двужильная, С.В.Ковшик, Н.Э.Боярина, С.А.Ерилин были награждены дипломами и грамотами жюри.

Проведение школьных концертов (Посвящение в музыканты, Рождественские, отчетные, выпускные), активное участие в городских мероприятиях (посвященных памятным датам, выборам, юбилейным торжествам и др.) ярко свидетельствует не только о сохранении и продолжении многолетних традиций, но и о качественном их приумножении. Поддерживая  заложенные с момента возникновения музыкального учреждения традиции, школа организовывает тематические лекции, беседы и концерты в Детских домах, средних образовательных школах, различных предприятиях и др. На Городских фестивалях и конкурсах белорусской музыки, история возникновения и проведения которых непосредственно связаны с ДМШ, учащиеся и коллективы достойно защищают честь школы.

Сегодня ДМШ открыта для новых веяний. Особое внимание стало уделяться развитию международных связей. В 2007 году было подписано соглашение о взаимном культурном сотрудничестве с музыкальными заведениями двух соседних республик – Польши и Литвы. Тесные творческие отношения связывают педагогический коллектив и учащихся школы с преподавателями Белорусской Государственной Академии Музыки, Гродненского государственного колледжа, музыкальных школ г.Москвы. Традиционными становятся встречи и проведение мастер-классов профессоров БГАМ и ВУЗов мира. В свою очередь школа стала своеобразным методическим центром для большинства музыкальных школ Гродненской области и города Гродно. На ее базе при участии учителей проводятся педагогические семинары и конференции. Педагоги ДМШ оказывают методическую помощь преподавателям сельских и районных школ, выступая с докладами и открытыми уроками.

Благодаря активной деятельности и профессиональным качествам руководителя и преподавательского состава, школа стала одной из самых оснащенных в городе. Значительно улучшена материальная база, состояние которой совершенствуется по сей день. Техническое оборудование школы соответствует современным требованиям проведения процесса обучения. Теоретические классы оборудованы аудио-, видеомагнитофонами, DVD-проигрывателями, наглядными пособиями, периодически пополняется фонотека и видеотека. Методические разработки по сольфеджио, учебники и конспекты по музыкальной литературе, авторами которых являются педагоги теоретического отделения ДМШ (С.К.Севенко, И.Ф.Двужильная, С.В.Ковшик, И.П.Цвикевич), используют в свое работе не только учителя города  и области, но и всей республики. Образцовые коллективы обеспечены необходимым инструментарием, пошиты новые костюмы для духового оркестра. Проведенный ремонт фасада здания и постепенное обновление внутренних помещений обеспечивают строению  достойный внешний вид.

Являясь начальным этапом в системе музыкального образования, школа обеспечивает достойную профессиональную подготовку учащимся стремящимся продолжить свое обучение в ССУЗах и ВУЗах, и эстетическое образование и воспитание всем желающим обучаться музыке.

 

Ребрина Наталья Александровна

Ребрина Наталья Александровна

В 2021 году во главе школы, богатой многолетними традициями и достижениями, стала НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА РЕБРИНА.

Наталья Александровна проводит большую работу по совершенствованию организации учебного процесса в школе, созданию необходимых условий для формирования общей культуры, эстетического развития и воспитания учащихся, реализации их творческих способностей, а также профессионального самоопределения наиболее талантливых учащихся.

В школе искусств созданы условия для профессионального роста учителей и образовательного роста учащихся.

Талантливые учащиеся школы искусств ежегодно отмечаются поощрениями специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Так и в 2022 году по распоряжению Президента Республики Беларусь от 29 марта 2022 года № 62 обладателями таких поощрений стали 14 учащихся учреждения.

Одним из приоритетных направлений своей деятельности Наталья Александровна считает раннюю профессиональную ориентацию учащихся. Так в 2022 году 14 учащихся школы поступили в средние специальные и высшие учреждения культуры.

ГУО «Детская музыкальная школа искусств № 1 имени Ю.В.Семеняко г. Гродно» – это учреждение, характеризующееся своими традициями. Н.А.Ребрина способствует их сохранению. В 2021/2022 учебном году на базе школы искусств на высоком организационном уровне проведены IX открытый городской детский фестиваль-конкурс белорусской музыки и VIII открытый городской конкурс юных исполнителей «MUSICA CORDIS», способствующие патриотическому воспитанию молодого поколения, становлению их общественной позиции.

Под умелым руководством Натальи Александровны значительно активизировалась концертная деятельность школы, что дает возможность продемонстрировать таланты учащихся и профессионализм педагогов широкому кругу зрителей. Творческие коллективы, учащиеся и педагогические работники являются постоянными участниками городских мероприятий, концертов в государственных учреждениях и на предприятиях города Гродно.

С целью увеличения охвата эстетическим образованием детей и молодежи в 2022 г. были открыты музыкальные классы школы искусств на базе государственного учреждения «Гродненский городской центр культуры».

Ребрина Н.А. ведет активную деятельность по привлечению спонсорских средств, работает над выполнением доведенного плана платных образовательных услуг, который был успешно выполнен в 2021/2022 учебном году.

Плодотворный труд Ребриной Натальи Александровны отмечен Почетной грамотой управления культуры Гродненского областного исполнительного комитета (октябрь, 2022 г.)